- Эдуард Арсеньевич, будучи традиционным ученым Вы пришли к
пониманию целостности мира и гораздо большей его сложности,
нежели мы полагали ранее с точки зрения нашего сплошного
атеизма. Расскажите о том необычном пути, который Вы прошли.
- Сказать, что мой путь это что-то необычное - нельзя. В
последнее время очень многие ученые идут по этому пути.
Первый признак той неудовлетворенности сегодняшним знанием
можно проиллюстрировать на дрейфе ученых. Ученый-физик
дрейфует в область психологии, восточных философий.
Экономист, наоборот, дрейфует в область естественных наук. И
такой дрейф от своей специальности в ту область, где он
является, в определенной мере, дилетантом, очень характерен
для современного времени. И это подчеркивает, с одной
стороны, неудовлетворенность уровнем знания, а, с другой
стороны, это, видимо, знак готовящегося прорыва в новые
области знаний.
- А в какую сторону дрейфуете Вы?
- Я по своей профессии - экономист. И понял, что в области
экономики нет решения тех проблем, которые стоят перед
Россией. В результате этого я начал искать области, где бы я
мог получить эти ответы.
- И Вы их нашли?
- В определенной мере - да. Я обращался к философии,
социологии, психологии, к физике - к очень многим наукам. К
религии тоже.
- Вы могли бы сейчас коротко сформулировать, как сейчас
звучит ответ на этот вопрос?
- Видите ли, на этот вопрос коротко ответить нельзя. Я
считаю, что наука принципиально не в состоянии, и, видимо,
еще очень долго не будет в состоянии ответить на многие
вопросы о мироздании. Не в состоянии в силу своей
методологии.
Наука развивается по принципу все большего членения. Для нее
главное анализ, дифференциация. Она все больше углубляется в
микромир. Членится по все большим дисциплинам, теряет
возможность общения вследствие возникновения предметных
языков. То есть, идет развитие по принципу дерева: ствол,
потом крупные ветви, ветви помельче. Таково строение науки.
И поэтому, ответы на вопросы, которые стоят перед
человечеством, наука дать не сможет. До тех пор, пока она не
откроет совершенно новую область знания и методологию,
способы познания.
Здесь мы подходим к понятию глобалистики. Но не в том
смысле, в котором оно появилось у нас в употреблении, как
область знания, которая занимается глобальными проблемами.
- А что вкладываете Вы в этот термин?
- Я, в первую очередь, вкладываю в это слово совершенно
новую методологию познания. Образно говоря, если прежде мы
говорили о дереве, то здесь нужно говорить о реке. Вот как
складывается речной бассейн? Из мелких ручейков и родничков
складываются маленькие речки, они стекаются в речки
побольше. В конечном итоге получается полноводная река,
впадающая в океан. Вот это - методология глобалистики, то
есть, это метод холизма. Он предполагает ответ на вопросы,
вставаемые перед человечеством, только путем объединения
всех форм знания и познания.
- Когда Вы говорите "холизм", имеется в виду от "холис",
целостность?
- Да, системно целостное рассмотрение. И поэтому, невозможно
ответить на эти вопросы, не прибегая к таким формам знания,
как философское, художественное, религиозное, а также
обыденное и даже первобытное...
- То есть, более древнее знание. Оно, кстати, гораздо более
космично, что интересно.
- Здесь интересно другое. Все это заложено и сохранено в
каждом человеке и во всех социальных группах. Проблема в
том, что это знание затупляется и утрачивается, если человек
перестает им пользоваться. Это знание - своеобразные
архетипы, которые лежат в человеческой организации,
социальной и биологической. Надо научиться обращаться и
понимать эти архетипы, потому что они, по сути дела,
формируют человеческую общность. И этническую, и
национальную, и общность более высокой организации. Здесь
чрезвычайно высока роль религии, поскольку этот архетип или
архетипы обволакиваются религиозным мировоззрением.
Происходит их сращивание. Затем от него начинают отщепляться
другие формы знаний: философские, художественные, научные и
так далее.
- То есть, оно является базовым.
- И не только базовым, религиозное мировоззрение становится
кожей архетипа. Если эту кожу содрать с архетипа, то мы
уничтожим архетип и, тем самым, уничтожим этническое
многообразие, код. Это весьма важно, поэтому атеизм, борьба
с религией - страшнее ничего нельзя придумать. С другой
стороны, я считаю, что и мировая религия - это такая же
утопия. Конечно, исключать возможность ее возникновения
нельзя, но мировая религия ни в коем случае не должна
затронуть религию традиционную.
- Она может ассимилировать, но не разрушать.
- Религии должны войти в нее органически. Не просто своими
составляющими. Понимаете, слиться - это потерять себя.
Необходимы общие площадки, на которых можно решать вопросы,
предположим, морального, мировоззренческого плана.
- Общечеловеческие вопросы.
- Безусловно. Глобалистика должна включить в себя глобальные
проблемы. Она должна выйти на совершенно новый уровень. Она
должна рассматривать человечество как целостность. И не
просто целостность, как таковую, а неразрывно включенную в
космическую целостность. Я придаю очень большое значение
религии. Не потому, что являюсь убежденно верующим
человеком. Просто, я понимаю величайшую роль религии в
становлении человека, возникновении его культуры, в рамках
которой он создал искусственную среду своего существования.
Здесь весьма важно то, что религия - нерукотворное дело.
Моя вера связана с другим. Я глубоко убежден в том, что
физическая реальность - это еще не весь мир. Что кроме
физической реальности, существует еще и идеальная
реальность. То есть, своеобразно сочетаясь, существует мир
физический и мир духовный. И вычленить их друг из друга
невозможно. Они взаимно пронизывают друг друга. Но мир
духовный бесконечно шире мира физического. Мир физический
реализует себя и актуализирует через такие понятия, как
пространство, время, энергия, масса и так далее. Он
постигается измерениями. Хотя, уже сейчас физики в вопросах
измерения совершенно иначе смотрят на этот процесс. Раньше
наблюдатель вообще исключался, а сейчас говорят, что он
участвует и влияет на процесс измерения.
- В связи с этим есть интересный вопрос. Если мы тщимся
приборами, которые мы создали в нашем трехмерном, привычном
- физическом пространстве, и пытаемся измерять нечто, что к
этому пространству имеет касательное отношение, то,
безусловно, возникает масса проблем. Но как Вы считаете, как
скоро наша наука придет к тому, что мы начнем говорить об
этом открыто, никого и ничего не боясь?
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как
устроена наука. Дело ведь в чем, науку двигают отдельные
личности. И их очень немного. Двигают, то есть, создают
новое. А вся остальная масса, процентов, может быть,
девяносто восемь, если не больше, расширяет уже полученное
новое, доводя его до практической значимости. Она занимается
ретрансляцией, переработкой этого знания и доведения его до
практического результата. И ожидать от этой основной массы,
что она начнет иначе мыслить, понимая эти вещи, я думаю,
скоро не стоит.
- И все-таки, Ваш прогноз, - примерно.
- Я думаю, что на это уйдет, как минимум, лет двадцать -
двадцать пять.
- И еще один вопрос, если позволите. Что бы Вы пожелали
читателям нашего журнала, нашего альманаха?
- В первую очередь, я хотел бы, чтобы у журнала было много
читателей. Чем больше их будет, тем скорее будут проникать
эти мысли, эти идеи в широкий круг, формировать определенное
общественное мнение и выводить людей из тупика - идейного,
ползучего, приземленного тупика, в котором сегодня мы
находимся.
- Спасибо Вам большое и примите наши пожелания самого
доброго. Успехов и как можно более широкой аудитории, чтобы
услышала то, что Вам уже ведомо. Спасибо большое.
|